Семейная физкультура: польза родителям и детям

Семейная физкультураКак развить в ребёнке дисциплину, повысить успеваемость в школе и снизить риск развития сколиоза? Есть одно средство, которое может решить все эти и ещё целый ряд других наиважнейших задач – это совместные занятия родителей и детей оздоровительной физкультурой.Немаловажно, что для этого не требуются специальные тренажёры и дальние поездки, достаточно немного свободного пространства и 15 – 20 минут свободного времени, а польза от таких тренировок будет и родителям и детям!

Благодаря совместным занятиям физкультурой достигается целый ряд целей. Самый главный результат – дополнительное общение в необычной обстановке, когда взрослые выступают в роли тренера и наставника. А, как утверждают детские психологи, чем больше родители общаются с детьми, тем лучше, особенно если это происходит в нестандартных ситуациях.

Совместная физкультура увеличивает вероятность того, что в будущем ребёнок будет самостоятельно заниматься своим здоровьем.

Выполнение упражнений дисциплинирует детей, а для родителей будет лишний повод отвлечься от своих «серьёзных и взрослых» забот, почувствовать себя ребёнком и начать бороться с гиподинамией, которая присутствует в жизни большинства взрослых. Регулярные физические упражнения активизируют работу мозга (память, внимание) что очень полезно при современной насыщенной школьной программе.

У детей очень редко встречаются проблемы с внутренними органами и очень часто — с опорно-двигательным аппаратом (плоскостопие, сколиоз и другие нарушения в осанке) 3 – 4 упражнения выполняемых ежедневно могут практически полностью снять эту проблему с повестки дня.

Не смотря на то, что занятия с детьми должны проходить в форме игры, взрослые должны соблюдать ряд правил, выступая в роли тренера.

Насильно заставить ребёнка что-то сделать практически невозможно, надо создать такую атмосферу, чтобы ребёнок сам захотел выполнять упражнения. Добиться этого проще всего используя такое свойство детского характера, как стремление всё повторять за взрослыми.

Выполнять упражнения можно в любое время суток. Утренняя зарядка способствует пробуждению организма. Упражнения, выполняемые во второй половине дня, у детей снимут усталость и скованность после школы, а у взрослых — после работы.

Надо очень внимательно следить за продолжительностью тренировки. Дело в том, что дети, в отличие от взрослых, не чувствуют усталости и могут бегать и заниматься до изнеможения. Нормальный оздоровительный эффект будет сопутствовать занятиям продолжительностью 10 – 20 минут. Более короткие тренировки не позволят выполнить необходимый набор упражнений, а более длительные занятия будут утомлять ребёнка и морально и физически.

У детей, как и у взрослых со временем будут появляться «любимые» и «не любимые» упражнения. За этим необходимо тщательно следить – частое выполнение «любимых» упражнений, также как и игнорирование «нелюбимых», может навредить организму и способствовать развитию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Дети склоны переоценивать свои физические возможности (особенно силу) или вернее недооценивать сложность выполнения упражнений, поэтому часто случается что 5 – 6 летний ребёнок берется за гирю весом 32 килограмма, а девочки пытаются встать на мостик из стойки на ногах без посторонней помощи. Такое стремление, конечно же, похвально. Но это только с одной стороны, а с другой есть вероятность появления травм, из-за которых у ребёнка может сформироваться комплекс негативных эмоций по отношению к спорту. Чтобы избежать этих проблем родители должны внимательно следить за интенсивностью и сложностью выполняемого комплекса упражнений.

Тренировка с детьми, как и обычная тренировка должна состоять из 3 частей (разминка, основная часть, заминка) единственное, что в нашем случае эти этапы занятия не так ярко выражены. Разминку иногда проще заменить тем, что первые повторения во всех упражнениях делать с минимальной нагрузкой и амплитудой, а во время третьей части тренировки (заминка) можно просто полежать на спине раскинув руки в стороны и максимально расслабив мышцы.

В 7 – 10 летнем возрасте ребёнок активно и с интересом осваивает новые движения. Совместные тренировки с родителями должны ему в этом помогать, для этого взрослым надо максимально разнообразить арсенал выполняемых упражнений, чтобы развивалась координация и культура движения. В этом возрасте все физические качества (быстрота, выносливость, скорость и так далее) увеличиваются, а гибкость суставов, связок и мышц снижается. Этот факт надо учитывать при выборе упражнений для занятий. Следует иметь в виду, что в младшем школьном возрасте у ребёнка появляются склонности к определённым видам спорта и если внимательно за ним следить, то можно достаточно точно определить в каком виде спорта ребёнок может добиться успеха.

В возрасте 11 – 14 лет у детей практически полностью формируется опорно-двигательный аппарат. В этот период основная задача для совместных тренировок – помочь правильно сформироваться скелету и мышцам. Необходимо обязательно выполнять упражнения для правильного формирования позвоночника и, не смотря на достаточно большую мышечную массу, в этом возрасте не стоит злоупотреблять силовыми упражнениями. Излишняя нагрузка на мышцы может существенно ухудшить рост и развитие трубчатых костей.

Формировать конкретный перечень упражнений надо строго индивидуально, учитывая возраст, особенности организма и поставленные цели.

Продолжение статьи Семейная физкультура: комплексы упражнений

Александр Кузнецов

Для женского интернет-журнала myJane. Дата написания 15.06.09. Оригинал статьи здесь.