Ребенок-левша. Как подготовиться к школе?

леворукий первоклашкаЕще до начала обучения в школе родители левшей беспокоятся о том, каково их детям придется в школе. Еще недавно жизнь левши, особенно после поступления в школу превращалась в пытку. Насильное переучивание, наказания и постоянное давление со стороны взрослых приводило к формированию у леворуких детей тяжелых неврозов и комплекса неполноценности. Сейчас ситуация изменилась в корне.

Наконец-то учителям удалось втолковать, что ребенок, предпочитающий действовать левой рукой, имеет право поступать так, как ему удобнее, что леворукость – не болезнь и не прихоть, а врожденная особенность работы головного мозга, не влияющая на полноценность личности человека.

Единственная задача родителей – заранее предупредить учителя об особенностях своего малыша, чтобы это не стало неожиданным сюрпризом. Это необходимо сделать не просто для констатации факта.

Во-первых, леворукий ребенок должен обязательно сидеть с левой стороны стола, чтобы не толкаться локтями с праворуким соседом по парте.

Во-вторых, из-за особенностей расположения руки при письме желательно, чтобы свет падал с правой стороны, если это невозможно, ребенка лучше посадить у окна, чтобы обеспечить достаточную освещенность рабочего места (кстати, дома об этом тоже не следует забывать).

В-третьих, следует обговорить с учителем необходимость использования при обучении письму специальных прописей для левшей. Они отличаются более крупным шрифтом и особым написанием некоторых букв, позволяющих леворукому ребенку быстро и безболезненно освоить саму сложную для него науку – писать быстро и грамотно.

Кроме этих, чисто практических моментов, родителям и учителям следует учитывать особенности психологии левшей.

Такие дети часто более эмоциональны и обидчивы, чем их праворукие сверстники. В их поведении дольше сохраняется детская непосредственность. Они чаще бывают медлительными и рассеянными — вследствие развитых творческих способностей и склонности к мечтательству, но зато гораздо более контактны. Это не значит, что они требуют какого-то особого внимания, просто чуть больше такта и терпения.

Важно использовать в обучении левши те таланты, которые заложены в них природой. У таких детей ярко выражена тактильная чувствительность, они часто имеют музыкальные и художественные способности, поэтому в освоении грамоты и счета желательно использовать методики, позволяющие ребенку руками почувствовать буквы и цифры: лепка из пластилина и теста, использование счетных палочек или любого другого наглядного материала.

Очень важно, чтобы взрослые и в семье, и в школе не акцентировались сами, и не привлекали внимание остальных детей на особенности ребенка. Ну и что, что он делает все левой рукой. У всех людей разный цвет волос, рост и разрез глаз. Людям от природы даны две руки и две ноги, и кто сказал что правая лучше?

Самое сложное, с чем может столкнуться первоклашка-левша в школе – неудобные канцелярские принадлежности, созданные для праворуких людей. Но сейчас и эта проблема решаема! Выпускаются ручки, карандаши, точилки, линейки и ножницы специально для левшей. Кроме того, можно приобрести специальную накладку на ручки и карандаши, позволяющие адаптировать обычные канцелярские принадлежности к потребностям левши.

Ручки для левшей отличаются более толстой головкой, позволяющей ребенку видеть написанный текст, и быстросохнущими чернилами. Когда пишет правша, его рука скользит по чистому листу, а левше приходиться подстраиваться под праворукие стандарты, поэтому рука движется по написанному тексту, что при письме обычной ручкой неизбежно будет приводить к размазыванию букв, особенно в первое время. Карандаши для левшей тоже отличаются стойкостью к стиранию. На специальных линейках разметка идет справа налево, а точилка и ножницы выполнены в зеркальном отображении.

В магазинах появились специальные тетради, открывающиеся в противоположную сторону, и часы для левшей. Так что жизнь не стоит на месте, и дети с доминирующей левой рукой уже не чувствуют себя в школе изгоями.

Каких-то специальных ранцев для левшей пока не изобрели, по крайней мере, информации об их существовании нет. Педиатры считают, что нет и надобности, так как все современные ранцы имеют симметричное расположение карманов и застежек (на большинстве ранцев они встречные), что делает их одинаково удобными в использовании, как для правшей, так и для левшей.

Требования к выбору школьной сумки для первоклашки едины.

Предпочтение отдается ранцам, а не сумкам и портфелям, для профилактики развития сколиоза.

Желательно наличие ортопедической спинки (мягкой, рельефной и слегка изогнутой) и широких регулируемых лямок.

Рекомендуемый вес ранца 600-700гр, так как общая нагрузка для первоклассников (с книгами и тетрадями) по санитарно-гигиеническим нормам не должна превышать 2 кг.

Несмотря на относительную дороговизну, покупка качественного портфеля позволит сэкономить на его износоустойчивости и сохранении здоровья ребенка.

Самое главное, о чем должны помнить родители: сохранять спокойствие и не «заражать» ребенка своей нервозностью.

Татьяна Шитова

Статья написана специально для сайта МедКорр. Вы можете заказать аналогичную статью по педиатрии для вашего сайта, блога или журнала.