Главная / Заметки провизора / Современный провизор: хамелеон или узкий специалист?

Современный провизор: хамелеон или узкий специалист?

Проблема профессионального выбора сейчас не настолько очевидна, как несколько десятилетий назад. Современное общество может «гордиться» количеством людей с высшим образованием, работающих не в соответствии с полученным дипломом. С каждым годом растет общее число получающих второе высшее образование людей. Это касается и медицинских специалистов, которые, как правило, на базе первого образования пытаются заполучить диплом экономиста, юриста или специалиста в области маркетинга.

Конечно же, такие изменения в собственной профессиональной жизни диктует современный фармацевтический рынок и состояние системы здравоохранения вообще. Кроме того, многие фармацевтические специальности сейчас нельзя назвать полностью соответствующими этому направлению деятельности, но в этом нужно видеть только хорошее — несомненно, этот факт является стартом для профессионального роста и развития.

В бытность свою ассистентом кафедры управления и экономики фармации, часто приходилось слышать от студентов недоуменные вопросы: «А кем же еще может работать провизор, кроме как первостольником или медицинским представителем?», на которые так и хотелось ответить вопросом: «Зачем же учиться, если не знать, кем будешь работать?». Если разобраться, не все так однозначно, ведь современные студенты видят перед собой пример успешных представителей фармацевтический компаний и считают его чуть ли не идеальным воплощением работы.

Между тем, каждое направление деятельности несет в себе массу подводных камней, далеко не каждый может работать медицинским представителем, равно как и деятельность первостольника не всякому под силу. По утверждению профессуры, пропускающей ежегодно сотни студентов, фармацевтический факультет собирает под своим крылом людей с совершенно определенным складом характера — практичных и деловых, разносторонне интересующихся и нацеленных на достаточно быстрый результат от обучения. Кроме того, обилие научной информации, которое получает студент в процессе обучения, позволяет ему быть очень разноплановым специалистом.

Работник видимого фронта
Основное место работы провизора — это аптека. Кто такой первостольник? Это специалист, который день за днем берет на себя ответственность общения с клиентами аптеки. Он обладает широчайшим профессиональным кругозором, ведь ассортимент нынешней аптеки без преувеличения огромен. Крупный супермаркет, например, может содержать порядка 8000 позиций лекарственного ассортимента, не стоит забывать также о парафармацевтической продукции и изделиях медицинского назначения, потребители которых также часто обращаются за профессиональной консультацией к провизору. Стоит понимать всю колоссальную ответственность аптечного работника — особенно важным становится этот вопрос при тотальной распространенности самолечения, плавно вытекающей, кстати, из широты ассортимента безрецептурных препаратов в аптеке.

Словом, провизор-первостольник — профессия, несомненно, сложная и ответственная, компонентами которой, помимо непосредственных обязанностей провизора — полноценных знаний о лекарствах, являются и навыки психолога, консультанта, экономиста, менеджера. Слышу высказывания, мол, зачем все это нужно, можно работать и не имея всех этих навыков, но речь идет сейчас о высокопрофессиональном специалисте, которому не все равно, где и как работать. К сожалению, даже такой многогранный труд оплачивается порой далеко не в желаемом объеме, и это еще одна причина невысокой популярности работы первостольника.

Конечно, в силу однообразности ежедневной деятельности в аптеке, многие провизоры, проработав несколько лет первостольником, испытывают так называемое чувство «тупика» и решают изменить направленность деятельности. Тогда их дорога лежит в медицинские представители, либо по пути многочисленных офисных должностей — менеджеров по закупкам, маркетологов и проч. Некоторые специалисты, чувствуя значительное отдаление от фармации как таковой при смене рода деятельности («Нет прямого контакта с потребителем лекарственных средств, теряется ощущение, что ты провизор!») возвращаются в аптеку.

Ольга Зорина

Дата написания статьи 15.05.08. Полный текст статьи в Журнале «Провизор» (Украина) №13-14 2008.



Дата обновления 2012.03.14