Главная / Заметки провизора / Аптеки разных стран: стремление к экономическому совершенству

Аптеки разных стран: стремление к экономическому совершенству

Аптеки разных странПереход на новую систему функционирования фармацевтических предприятий почти два десятилетия назад дался российским аптекам нелегко. Многие просто перестали существовать, другие приняли новые экономические условия и продолжают работать до сих пор. Развивавшаяся в советские годы по собственному пути фармацевтическая структура СССР претерпела кардинальные изменения, впитав в себя множество экономических веяний, в основном стремясь устоять в новых рыночных условиях. Большинство этих веяний при ближайшем рассмотрении оказались однобокими, буквально кальками с аптек некоторых зарубежных стран, не всегда применимыми к российской действительности. Возможно потому, что фармацевтический сектор — это очень динамично развивающаяся структура, может быть, даже идущая вперед изменений в машине здравоохранения.

Если взглянуть на структуру существующих аптечных систем в других странах, то можно выделить ведущие тенденции развития российской аптеки, перенятые у зарубежных коллег — это объединение аптек в сетевые структуры до нескольких десятков, а в случае федеральных сетей — до нескольких сотен предприятий; тотальная тенденция открытия новых аптек с открытой выкладкой и переоборудование существующих; активная «рекламная жизнь» как самой аптеки, так и субъектов лекарственного и парафармацевтического ассортимента; и, конечно, кардинальные изменения структуры ассортимента, его значительное расширение и обновление. Такие направления развития обусловлены приходом на фармацевтический рынок агрессивных коммерческих технологий, которые со временем стали восприниматься как нормальное явление, хотя поначалу вызывали неподдельные опасения у руководителей аптек с точки зрения внедрения их в фармацевтическую практику.

Так откуда же дует ветер?

Наиболее динамичным во всем мире считается фармацевтический рынок США, именно на его примере строится большинство законов современной российской аптеки. Судите сами, в структуре фармацевтического рынка США преобладают гигантские аптечные сети. Причем здесь речь идет уже не о сотнях, а о тысячах аптек. Но стоит отметить, что в первую очередь это связано с американской системой здравоохранения. Дело в том, что классическая американская аптека осуществляет реализацию медикаментов в большом проценте по рецептам врачей. Страховые компании практически полностью оплачивают сектор рецептурных медикаментов, причем аптеке возвращается даже менее 100% розничной цены медикаментов (установленной аптекой). В таких условиях превысить порог рентабельности можно только при наличии оптимальной для этого процесса ценовой политики, что и обеспечивают крупные конгломераты, такие, как аптечные сети. Дополнительную прибыль приносит производство самой аптечной сетью наиболее покупаемых лекарств под своими брендами (конечно, при наличии такого производства). В аптечном ассортименте большую долю занимают небрендованные дженерики, поскольку на них можно сделать наибольшую наценку (не считая OTC-drugs и парафармацевтиков).

Другой «конек» американской аптеки — это фарммаркеты, в которых можно приобрести не только медикаменты различных групп (рецептурные и безрецептурные), но и разнообразную парафармацевтическую и сувенирную продукцию, изделия медицинского назначения. Эту систему с успехом переняли российские владельцы аптечных сетей, однако только этот аспект — свободный доступ препаратов покупателю. Стоит отметить, что американская аптека, имея совершенно иную структуру доходов, четкую связь со страховой компанией, врачом и пациентом, является основным звеном контроля отпуска лекарств. Вся информация хранится в компьютере аптеки, который находится в сети с компьютерами страховой компании и врача. Фармацевт обязан четко проверить назначения врача и параметры страховки клиента. Централизованная система связи должна быть в каждой аптеке. Такая структура настолько четко определяет обязанности фармацевта в аптеке, что никаких сложностей в определении наличия у него полномочий не возникает. Представить такое в российской аптеке на данный момент сложно (например то, чтобы провизор проверял назначения врача). Многие препараты, имеющие рецептурный статус все равно находятся в свободном доступе для пациента. Это создает хорошие условия для взращивания общей российской беды — страсти к самолечению.

Печатается в сокращении.

Ольга Зорина

Дата написания статьи 31.10.08. Статья для фармацевтического журнала «Леди Вита» №10 2008.



Дата обновления 2012.03.14