Невеселая считалочка для провизора

Провизор в аптекеИтак… Современная аптека. Что это означает? Светлое помещение, в котором находятся сотни и сотни коробочек с лекарствами? Храм здоровья, в котором знают секрет спасения от всех недугов? А кто является посредником между посетителем аптеки и морем «волшебных пилюль»? Что за люди?

Раз

В последнее время провизор всё чаще слышит в свой адрес от посетителей аптеки пренебрежительное «продавец». В обязанности современного работника аптеки входит обращение с кассовым терминалом (компьютер и кассовый аппарат). Не подумайте, что все провизоры от этого в восторге. Это данность. Подобное оборудование в аптеке определяет не только скорость обслуживания посетителей, но и удобство работы первостольников.

Вспомним аптеку лет 20 тому назад. Несколько отделов: производственный, безрецептурный, рецептурный и 1-2 кассы, расположенные в торговом зале. Посетитель сначала должен был отстоять очередь в один из отделов, узнать сумму к оплате (или получить квитанцию), затем пройти в кассу, выбить чек и вернуться к провизору за товаром. И, конечно, в отделе покупателей обслуживали только специалисты с фармацевтическим образованием, а в кассе — кассир.

Рядовой посетитель аптеки даже не задумывается о том, сколько наук должен изучить человек в белом халате, стоящий по ту сторону прилавка. Но в России срабатывает стереотип — раз человек работает с кассовым аппаратом, значит кассир. А раз так, то и квалификация его невысока! И статус человека в белом халате уже не столь высок, как раньше — спасибо СМИ, активно дискредитирующим медицину и фармацию.

Два

В настоящее время в погоне за прибылью владельцы аптек и особенно аптечных сетей готовы открыть предприятие по реализации лекарств в каждом доме, что сказывается и на кадровом составе. В качестве консультанта можно встретить и человека без медицинского образования. Особенно этим грешат круглосуточные аптеки и сетевые структуры.

Еще четверть века назад для того, чтобы открыть аптеку, рассчитывались нормативы числа жителей на одну аптеку (8500 человек для города и 6200 человек для сельского населенного пункта). Для города с населением от 500 000 до 1 000 000 аптека должна была открываться с рассчетом, что она будет обслуживать не менее 15 000 человек населения. В настоящее время нормативы эти не соблюдаются. Аптеки могут находится и в 100 метрах друг от друга, а их количество, скажем на небольшой оживленной улице даже не очень крупного города, может достигать десятка…

Три

Количество учебных заведений — медицинских ВУЗов и колледжей, выпускавших специалистов для работы в аптеке, осталось почти таким же, но вот численность выпускаемых специалистов сократилась в несколько раз. Значительно изменился и профессорско-преподавательский состав (в некоторых ВУЗах практически утерян академический стиль преподавания), и программа обучения.

Четыре

Раньше существовала проблема трудоустройства в городе. Выпускники медицинских ВУЗов и училищ устраивались работать в села, поселки городского типа. В настоящее время количество студентов на курсе сокращено, большинство медицинских колледжей выпускают фармацевтов через год, ВУЗы — ежегодно, но численность студентов фармацевтических факультетов невысока. А количество аптек, напротив, все увеличивается. Именно поэтому наблюдается существенный недостаток в специалистах.

Пять

Такая ситуация складывается еще и по другой причине: подавляющее большинство молодых провизоров не хочет работать в аптеке, новоявленные специалисты идут по другому пути. Медицинские представители, менеджеры фармацевтических фирм и другие направления в деятельности провизора для многих более привлекательны как в эмоциональном, так и в материальном плане.

Шесть

В идеале сотрудники аптеки — это специалисты с высшим фармацевтицеским образованием. От них требуются сегодня знания не только в области лекарственных средств, но и многое другое. Требования к современному провизору или фармацевту очень высоки. Помимо хороших базовых знаний, навыков работы с компьютером необходимы еще и знания техники продаж, основ мерчандайзинга. Конечно, этому можно обучиться непосредственно на месте работы, однако опыт приходит лишь со временем, а руководители аптек нередко требуют от своих сотрудников быстрой отдачи…

Современная аптека стала ближе и доступнее каждому, более посещаема. Теперь здесь продаются не только лекарственные препараты (в том числе и гомеопатические), но и так называемая парафармацевтическая продукция, лечебная косметика, детские товары, БАД, средства по уходу за больными, медицинская техника и проч. Такое изобилие требует наличия персонала, знающего товар, способного правильно предложить его и дать квалифицированную консультацию по каждой позиции представленного товара.

Кроме этого, в обязанности провизора входит прием товара, соблюдение «холодовой цепи», проверка сроков годности, состояния упаковки, наличия регистрационного удостоверения, размещение товара в соответствии с требованиями условий хранения (список Б, пахучее, светочувствительное, термолабильное), оформление ценников и размещение товара в месте хранения и на витрине в соответствии с правилами выкладки!

Семь

Провизор — это профессия, базирующаяся на самообучении и самосовершенствовании. Это подразумевает и обязательную сертификацию, последипломное обучение (каждые 5 лет).

Кроме того, для достижения успеха в этой профессии, требуется изучать психологию потребителя, работу с возражениями, управление конфликтами, приобретать коммуникативные навыки. Необходимо и наличие творческого подхода к выполнению своих профессиональных обязанностей. Причем, как при общении, так и при оформлении стеллажей и витрин.

В европейских странах и США основное отличие специалиста с высшим фармацевтическим образованием от специалиста со средним образованием — право консультирования посетителя. Грамотная консультация требует высокого профессионализма и способствует более эффективному лечению пациента.

Владелец аптеки заинтересован в совершении кассовой операции — продаже товара потребителю. Залог успеха аптечного предприятия в немалой мере зависит от умения сотрудников профессионально продавать и работать с клиентами.

Восемь

Клиент аптеки не задумывается о сложности профессии и многообразии задач, решаемых провизором. Да и сам клиент аптеки сильно отличается от обычного покупателя, так как чаще всего находится в состоянии стресса, нервозности, отличается нетерпимостью, требованиями повышенного внимания и заботы к себе.

Девять

О чем забывает посетитель аптеки?

1. Смена может длиться 12 часов, но при этом, несмотря на физическую и эмоциональную усталость, провизору нужно оставаться доброжелательным к каждому клиенту (ему-то все равно, сколько и каких посетителей было до его визита и сколько еще будет!).

2. Сложно проявлять неподдельный интерес к каждому человеку, пришедшему в аптеку и его проблемам, правильно оценивать настроение посетителя и адекватно на него реагировать. Тем не менее, подавляющее большинство клиентов получают в аптеке и консультацию, и необходимый лекарственный препарат, и общение.

3. Знание огромного ассортимента современной аптеки — это искусство, равно как и консультирование «по существу» в сжатые сроки.

4. От первостольника требуется высокая концентрация внимания и внимательность не только при прочтении рецепта или назначения врача, но и при работе с посетителем. Кроме того, умение строить взаимоотношения с посетителями так, чтобы они становились постоянными покупателями, потому что аптека с хорошим ассортиментом и приемлемыми ценами может терять клиентов из-за нехватки времени (или чаще всего — желания) у сотрудников на внимательное отношение к посетителям.

Десять

Если все так замечательно — профессия интересная с явными перспективами развития, то почему в российской фармации все так невесело? Специальность с каждым годом теряет престиж и вполне закономерно разворачивается в сторону менее квалифицированных кадров, умеющих хорошо продавать лекарства и прочую аптечную продукцию. И в этом виноват не рядовой провизор, которого вы каждый день видите за прилавком в аптеке. Кстати, знаете ли вы, сколько получает первостольник с высшим образованием и опытом работы?

Маргарита Байдалова для МедКорр

Дата написания статьи: 18.05.09