Главная / Заметки провизора / Зона особого внимания: детский отдел в аптеке

Зона особого внимания: детский отдел в аптеке

Детский отдел в аптекеВ аптечном ассортименте каждая группа товаров обладает своими особенностями, которые учитываются, во-первых, при формировании ассортимента, во-вторых – при планировании торгового зала аптеки.

Ассортимент аптеки как отражение социальных процессов

Такое настало время, что многие женщины начинают заботиться о своем ребенке еще до его зачатия. Планирование беременности становится нормой современного общества. Нередко будущие родители сталкиваются с проблемой бесплодия или с другими препятствиями на пути увеличения своей семьи. К сожалению, мировая статистика в этой области неумолима: с каждым годом увеличивается процент семей, испытывающих сложности при планировании семьи.

Чем больше внимания приковано к проблеме, тем больше она «проявляется» в аптечном ассортименте. Конечно же, сейчас существуют специальные детские магазины, в которых можно найти все товары для детей – «от и до». Но, тем не менее, многие родители предпочитают покупать все это именно в аптеке: срабатывает «стереотип белого халата», и, несомненное преимущество в аптеке – профессиональная консультация по применению детских товаров, пусть даже это обычные подгузники. К слову, исчерпывающая информация в таком, казалось бы, простом вопросе способна значительно поднять престиж аптеки в глазах покупателя. Не стоит забывать также и об основном предназначении аптеки – снабжении лекарственными средствами, а детский ассортимент сейчас как никогда широк.

Продажа как консультация

Хотелось бы коснуться непосредственно процесса продажи детских товаров в аптеке, который для многих работников аптек не кажется таким уж серьезным. Речь идет сейчас о товарах парафармацевтического ассортимента. Казалось бы, какую информацию может дополнительно предоставить провизор клиенту при продаже подгузников или пустышек? Но ведь именно провизор может восполнить недостаток знаний у молодых родителей, особенно, если ребенок первый. Не всегда педиатр и медсестра могут обратить внимания на тонкости, которых при уходе за новорожденным возникает очень много.

Итак, детский ассортимент в аптеке может включать несколько сотен наименований, и помимо ежедневно необходимых бутылочек, пустышек, предметов гигиены, здесь оказывается и огромный сегмент детского питания с первого месяца жизни и до 3-4 лет, витаминных препаратов для беременных и кормящих женщин, предметов для улучшения лактации, например, молокоотсосы, разнообразной косметики для ухода за кожей мамы и ребенка, в том числе лечебная косметика. Как разобраться во всем многообразии этих товаров и нужно ли уделять этому повышенное внимание?

Для фарммаркетов с большим количеством свободных площадей имеет смысл организовывать зону детских товаров и товаров для будущих мам. Пожалуй, эти ассортиментные группы равноценны по популярности. Именно поэтому рекомендуется размещать их в одной зоне торгового зала.

Молодые будущие мамы очень часто начинают заботиться о здоровье малыша и своем собственном буквально с первых месяцев беременности. Именно они становятся основными посетительницами детского отдела и основными собеседницами провизоров-консультантов. Их интересуют абсолютно всё, начиная с косметических кремов для предотвращения растяжек во время беременности, заканчивая самыми мельчайшими деталями ухода за ребенком. Благо, что у консультантов торгового зала, как правило, есть время заняться такими покупательницами.

Кроме того, большая группа женщин – посетительниц детского отдела – это работающие женщины, которые стремятся сделать максимально удобной и комфортной жизнь своей семьи. Они всегда интересуются новинками и самыми последними достижениями в области питания и ухода за ребенком.

Как правило, на обслуживание таких клиенток у консультанта уходит масса времени, но именно эти покупательницы впоследствии предпочитают ходить в ту аптеку, где им была оказана качественная консультация.

История первая. Детское питание.

Искусственное вскармливание не так давно, но очень прочно вошло в жизнь молодых родителей. Количество наименований смесей для искусственного вскармливания с 0 до 1 года в ассортименте крупной аптеки превышает 30, и, к сожалению нередка ситуация, когда выбор этой смеси делают сами родители.

Исследователи подтверждают, что педиатры недостаточно активно участвуют в этом решении этой проблемы, в то время как процент искусственного вскармливания по медицинским показаниям очень низок. Как правило, высокая распространенность искусственного вскармливания связана вовсе не с неспособностью женщины вырабатывать грудное молоко, а с элементарными незнаниями в этой области и отсутствием специалистов, которые способны научить женщину правильно кормить грудью. Вот и не иссякает в аптеке поток покупателей, приобретающих всевозможные смеси для искусственного вскармливания детей.

Конечно же, провизор не имеет морального права отговаривать женщину от покупки смеси, но вот информировать ее о том, что не стоит паниковать, если в первые недели после родов вырабатывается недостаточно молока, что нужно соблюдать определенный режим кормления ребенка и питания женщины и тогда продукция молока придет в норму, совершенно необходимо. Кроме того, педиатры не рекомендуют вводить в питание ребенка смеси, если есть даже малейший шанс на грудное вскармливание.

Информация для провизора-консультанта:к слову, все смеси для искусственного вскармливания можно разделить всего на несколько групп: адаптированные, частично адаптированные и неадаптированные, соответственно в каждой из групп есть деление на пресные и кислые. В основе этой классификации лежит принцип приближения состава смесей к составу грудного молока. Кроме того, особняком стоят смеси, являющиеся адаптированными для детей, страдающих определенными заболеваниями, например, лактозной недостаточностью или непереносимостью белков коровьего молока. Последняя патология в 40% случаев совпадает с непереносимостью белков сои, поскольку они по структуре схожи с белками коровьего молока. Так что распространенное мнение о том, что смеси на основе сои полностью гипоаллергенны – в корне неверно.

Мерчандайзинг детских смесей возможен по двум вариантам:

  1. По возрасту применения смеси

  2. По фирме-производителю.

Выбор варианта расположения товара делается в зависимости от ассортимента детских смесей и от наличия свободных площадей. При этом желательно наличие дополнительных стикеров с необходимой информацией и акцентированием внимания покупателя на особенностях применения смесей: возраст ребенка, особенности его питания в этом возрасте (только смесь; смесь + прикорм и проч.), возможная аллергенность смеси, противопоказания.

При расположении детских смесей на витринах и стеллажах не очень удобна классификация по ценовому показателю, наиболее благоприятна конфигурация с учетом производителя. И, конечно, важно, чтобы провизор ориентировался в этом многообразии. Идеальным является обучение персонала по вопросам детского питания, но далеко не все руководители аптечных учреждений находят этот сегмент перспективным. Завидное стремление наблюдается лишь в аптеках с «детским» уклоном, расположенных вблизи детских поликлиник и больниц.

Провизору следует донести до покупателя или покупательницы мысль о том, что назначать смеси и препараты детям, осуществлять наблюдение за ними должен только врач, поскольку от состояния здоровья ребенка в первые месяцы жизни зависит его дальнейшее здоровье. Недопустимы ситуации экспериментирования: не подошла одна смесь, подойдет другая. Жизненно важно изначально подбирать ребенку такую смесь, которая обеспечит его потребности в питательных веществах, витаминах и минералах при минимальной возможности аллергической реакции и диспепсических явлений.

В этой связи хороший эффект приносит работа в аптеке в качестве консультанта врача–педиатра, который ответит на все животрепещущие вопросы. Вопросы детского питания, в том числе и проблемы искусственного вскармливания, требуют непосредственного участия такого специалиста. Естественно, проведение подобной акции анонсируется заранее, наибольшая активность посетителей предполагается при периодическом проведении таких «Дней детства» в аптеке.

Ольга Зорина

Дата написания статьи 23.06.08г. Печатается в сокращении. Полный текст статьи здесь  Журнал «Провизор» №17 2008.



Дата обновления 2012.03.14