Мерчандайзинг в аптеке: товар товару рознь?

Современная аптека — это синтез многих наук, не просто учреждение, где можно приобрести лекарство, но и проконсультироваться по поводу приобретения медикаментов, лечебной и декоративной косметики, БАД и любых средств медицинского назначения. Множество нововведений «впитала» в себя аптека в последнее десятилетие, одно из них — применение принципов мерчандайзинга в фарммаркетах. Из практики совершенно ясно, что использование этих принципов в аптеке экономически выгодно.

Понятие мерчандайзинг у большинства аптечных работников ассоциируется лишь с целенаправленной выкладкой товара на витринах аптеки, однако он несет в себе множество важных функций, осуществляемых еще при «рождении» нового предприятия или при его реформации:

  • Планирование торговых зон в зале фарммаркета, их расположение и функционирование.
  • Выкладка товара, общее оформление витрин, формирование приоритетов в выкладке на основе экономического анализа.
  • Реклама с точки зрения ее размещения, доступности информации для потребителя в аптеке.

Как бы то ни было, на практике основная группа товаров, к которой применяются эти требования —лекарственные средства безрецептурного отпуска (ЛС БРО). А как же остальные аптечные сегменты товара?

Изделия медицинского назначения (ИМН)— специфическая группа товаров, которая, как правило, не нуждается в рекламе. Это именно тот сегмент ассортимента, спрос на товары которого находится на определенном постоянном уровне в зависимости от возникаемой потребности у покупателей.

Классически изделия медицинского назначения подразделяются на несколько групп товаров, многие из которых не всегда присутствуют в среднестатистической аптеке.

К ИМН относятся:
приборы, аппараты, медицинские инструменты, устройства, комплекты, комплексы; системы с программными средствами, оборудование, программное обеспечение. приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы; наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов; изделия из полимерных, резиновых и иных материалов.

Наибольшим спросом у населения из вышеперечисленных групп ИМН, как правило, пользуются средства ухода за больными (в основном подгузники для лежачих больных), диагностические тесты на беременность, различные перевязочные материалы, а также диагностические приборы — тонометры, глюкометры, термометры.

Правила выкладки товара лишь условно могут применяться к группе товаров ИМН, поскольку многие из них принадлежат к товарам высокой ценовой категории и в открытой выкладке, то есть в свободном доступе клиенту, находятся не всегда. Например, нередко расположение каких-либо медицинских приборов диктует сам производитель и затруднения для выкладки этой группы товаров не характерны.

По-другому обстоит дело с различными товарами, которые необходимы в торговом зале аптеки, с другой стороны их довольно сложно выложить красиво и привлекательно. Речь идет, например, о перевязочных материалах, тестах на беременность, резиновых изделиях, предметах ухода за больными. Попробуем разместить все эти ИМН не только привлекательно для клиентов аптеки, но и максимально удобно для провизора с точки зрения выкладки и пополнения товара.

Ольга Зорина

Дата написания статьи 12.12.07. Полный текст статьи здесь Журнал «Провизор» №1 2008.