На границе тучи ходят хмуро, или этический кодекс современного провизора

Этический кодекс провизораСтремительно, буквально за одно десятилетие, изменилось не только отношение к профессии провизора, но и сама профессия претерпела и претерпевает до сих пор серьезные изменения, которые зачастую идут вразрез с существующей системой. О ломке стереотипов в головах фармацевтических работников – разговор особый, ведь еще недавно провизор в России был правой рукой врача, непревзойденным экспертом в аптечной технологии изготовления лекарств, строгим специалистом в белом халате, непререкаемым авторитетом в области лекарств.

В современной аптеке провизор, конечно же, остается экспертом в области лекарственных средств, поскольку разобраться в широчайшем ассортименте медикаментов под силу только ему! Но потребности в такой необходимой науке, как, например, аптечная технология сейчас уже значительно ниже, форменная одежда аптечного работника может быть вовсе не белого цвета, а связь с практическими врачами не поддерживается. Культура общения с пациентами настолько изменилась, что провизора можно отнести со всей уверенностью еще и сословиям психолога, консультанта и менеджера продаж.

Что и говорить, сами посетители аптек стали более информированы в области применения лекарств, благодаря массовой общедоступности медицинской информации. Однако знание является силой только тогда, когда человек способен адекватно воспринимать информацию, а тут, как ни крути, в вопросах использования лекарств провизор остается самым главным экспертом. Кто еще, как ни он, способен разъяснить самоуверенному посетителю необходимость консультации с врачом, несмотря на то, что конкретное лекарство принадлежит к разряду безрецептурных, растолковать тонкости применения препаратов и посеять в душе посетителя аптеки уверенность в собственном выздоровлении?

Много сейчас говорится об изменении отношения к профессии провизора, о смещении этических норм, но уверяю, этика в действиях настоящего провизора по призванию присутствует всегда.

Начну с того, что у провизоров старших поколений сохранилось именно такое отношение к аптеке, как к «храму лекарств», способность глубоко вникать в проблемы пациентов, давать детальные рекомендации и быть в курсе последних событий: профессионально оценивать рекламные материалы, быть в курсе клинических испытаний лекарственных средств. Такие взаимоотношения с аптекой позволяет иметь большой опыт работы, знание психологии пациентов, более глубокие знания в области клинических дисциплин, которые в современной высшей медицинской школе, к сожалению, смещены экономическими науками.

Провизор же «новой формации» – это удивительное сочетание целеустремленности, уверенности в себе и небольшого опыта работы. Высокие требования к себе и своему занятию у современной молодежи занимают чуть ли не основное место в жизни. Но основная масса молодых провизоров все же рассматривают аптеку как необходимый этап профессионального развития, не более того. Между тем, именно хорошая профессиональная консультация формирует у потребителя образ аптеки как учреждения здравоохранения, а не торговли. Что скрывать, сами работники аптек утрачивают интерес к своей профессии собственно из-за современных ее особенностей.

Однако работа провизора предполагает не просто работу с рецептурным и безрецептурным сегментом лекарств, но и широкое знание основ продаж, некоторые знания в области обращения с компьютерными программами, постоянное обновление знаний на тренингах и курсах. А как же этические аспекты работы? А их собственно никто не отменял, разве отношение к больным людям и своевременную помощь им кто-то удалял из кодекса фармацевтического работника? Все осталось на своих местах, просто многие понятия требуют детальной проработки и раскладки, как говорится, по полочкам.

Итак, фармацевтический работник должен гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и эффективностью лекарственных препаратов.

То, что может выполнить провизор-первостольник в соответствии с этим правилом кодекса, уже немало. Ведь основное здесь – это выполнение своих прямых профессиональных обязанностей, которые в отношении требований контроля качества лекарств и их хранения нисколько не изменились за прошедшие годы, некоторые пункты контроля качества даже ужесточились в связи с периодическими «наплывами» фальсифицированных лекарств.

Следующее: фармацевтический работник должен владеть точной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости.

Что изменилось по отношению к этому правилу? Согласитесь, провизору, как никому другому, сложно уложить в голове горы информации о лекарственных препаратах (которыми современная фармация располагает не в пример больше, чем, скажем фармация 70-х годов прошлого столетия), тем не менее современный провизор успешно справляется с этой непростой задачей. Здесь на помощь ему приходят и электронные справочники, и своевременная лекция медицинского представителя, и курсы совершенствования квалификации. Можно сказать, что для достижения высокого профессионализма в нашем деле огромное значение имеет самообразование, которое для провизора не прекращается никогда.

Право пациента получить и долг фармацевтического работника сообщить всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приема, хранение в домашних условиях и проч).

Одно из основных профессиональных предназначений провизора – разъяснить клиенту о всех особенностях приобретаемого им лекарственного средства. По статистике, именно в аптеку идут за советом по применению препаратов, часто минуя врача. Имеет значение, конечно, личные пристрастия клиентов: однажды оказанная грамотная фармацевтическая консультация привязывает человека не просто к конкретной аптеке, но и к определенному ее работнику, формируя круг постоянных посетителей, с которыми, несомненно, легче общаться и самому провизору.

Наконец, фармацевтический работник не имеет права:

использовать свои знания и навыки при незаконном производстве и отпуске лекарственных средств, особенно которые могут привести к ущербу здоровья, физической или психической целостности человека;

отпускать лекарственные средства, не разрешенные к медицинскому применению, и в качестве которых он сомневается;

по соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.

И с этими утверждениями не поспоришь. Данные пункты кодекса имеют отношение не просто к юридической стороне вопроса, но и к личностным характеристикам провизора. При возникновении различных ситуаций, профессиональных и жизненных, становится понятным – не столько человек выбирает профессию, сколько профессия оказывает влияние на личность человека. Самодисциплина и контроль какой бы то ни было ситуации, в том числе и негативной (тем более – связанной с сохранением здоровья человека), характеризуют провизора как специалиста с высоким уровнем ответственности перед обществом. Это необходимо понимать тем молодым профессионалам, которые приходят работать в аптеку.

Российская аптека во многом «калька» с фармацевтической культуры европейской и американской. Множество правил, пришедших к нам, возможно, пока остаются чуждыми для аптеки и провизора России, многое не приемлемо для российского менталитета, но некоторые штрихи из образа иностранной аптеки завораживают.

Например, английские пациенты не имеют права выкидывать ненужные или просроченные медикаменты, а должны сдавать их в аптеку, которая утилизует их централизованно.

Самое важное правило, которое должен материализовать провизор – это уважение к лекарству, которое несет, прежде всего, заботу о здоровье, своем и своих близких.

Ольга Зорина, провизор. Опубликовано в фармацевтическом журнале «ЛедиВита» №10 2007г.