Качество информации в аптеке: от провизора посетителю

В наши дни, в эру Интернета и современных устройств, позволяющих найти практически любую информацию, у многих людей создается обманчивое ощущение, что в любой проблеме можно разобраться, не прибегая к помощи специалистов. В первую очередь, это, конечно, относится к вопросам медицины.

Многочисленные сайты расскажут о всех болезнях и их лечении различными методами. Хорошо, если статьи создаются врачами, которые прекрасно понимают, какую информацию стоит доносить до пациентов, а какие сведения важны лишь для самого врача — он учитывает их при составлении алгоритма лечения больного.

Но Интернет полон и другой информацией, порой находящейся на грани ненормальности. Как человеку без медицинского образования отличить достоверные сведения о лечении какого-либо заболевания или лекарственном средстве от недостоверных?

Нужна ли медицинская информация пациенту?

Сразу отметим, что пациенту, сталкивающемуся с каким-то недугом, необходима информация о болезни и методах лечения. Некоторые врачи придерживаются другой точки зрения — чем меньше пациент знает о заболевании, тем лучше. С этим утверждением можно поспорить! Человек, осознающий суть проблемы, которая разъяснена медицинским специалистом, эмоционально более готов к лечению и назначениям врача. А вот пациент, переполненный ненужной ему информацией, начинает «всезнайствовать» и нередко вообще отказывается от лечения. Где же та тонкая грань, разделяющая нужные и ненужные для пациента сведения?

Реальность нашего перенасыщенного информацией времени — пациенты и посетители аптек, которые самостоятельно ставят себе диагноз и выбирают лекарственные (а нередко и нелекарственные) средства и методы лечения. С распространением фармацевтических маркетов посещение аптеки стало более привлекательным, можно разобраться в ассортименте безрецептурных лекарств, представленных в открытом доступе, посоветоваться с консультантом.

Но нередко все общение сводится к тому, что пациент хочет получить одобрение от работника фарммаркета в пользу самостоятельно выбранного препарата.

С явлением «Я сам себе врач» сталкиваются в своей практике и врачи, и работники аптек. И повлиять на таких пациентов, переубедить их, что самолечение не принесет пользы организму, зачастую бывает невозможно.

Сегодня мы говорим о тех пациентах, которые, наоборот, приходят за медицинской информацией к врачу или провизору. Они не бросаются в дебри медицинской литературы, если им поставлен какой-либо диагноз, не ищут ошибок в назначениях врача, а стараются узнать больше о другом — насколько традиционно лечение, рекомендованное им, об эффективности лекарств и профилактике осложнений. И эту информацию в полной мере может предоставить провизор.

Почему пациент может доверять информации, предоставленной в аптеке?

Качество и характеристики информации, которую доносит работник аптеки до посетителя важны не только с точки зрения понимания (информация по вектору «провизор-посетитель» должна быть строго популярной), но и с точки зрения достоверности. В основном покупатели спрашивают провизоров и фармацевтов о применении лекарственных средств — и имеют на это право. Но вот консультацию работник аптеки должен оказывать только в рамках своей квалификации!

Часто, стоя за прилавком аптеки, приходится слышать, мол, какой же вы медик, если не можете мне по симптомам заболевание назвать! Не нужно идти на поводу у агрессивного посетителя. Ставить диагнозы должен только врач, и квалифицированный провизор понимает это, своевременно направляя ход мыслей покупателя в другое русло, рекомендуя вспомогательные безопасные препараты при какой-либо проблеме, наряду с советом посетителю обратиться к врачу за точным диагнозом.

Достоверность медицинской информации, которую дает провизор посетителю аптеки в популярной форме, должна быть основана на данных медицинской литературы, исследованиях, доказанных научных сведениях о лекарственных средствах. Собственно точная и правильная информация по медицинским проблемам доступна лишь в специализированных изданиях и из-за обилия терминов понятна только медикам. Именно поэтому информация в свободных источниках и популярных изданиях вряд ли может быть достоверной, поскольку чаще всего описывает лишь один из аспектов заболевания или проблемы, так сказать, верхушку айсберга.

Фармацевтический специалист в ежедневной работе сталкивается с массой медицинских сведений и может донести их до пациента в простой и понятной тому форме. Однако нужно обязательно обращать внимание на цель, с которой посетитель интересуется каким-либо лекарственным препаратом, особенно если он имеет рецептурный статус. Одно дело, если средство выписано врачом и пациенту нужна расширенная информация по применению. Совсем другое — если посетитель за счет знаний провизора хочет получить специальную информацию, которая предназначена только для медиков. Понятно, что в последнем случае следует пресечь вопросы покупателя и завершить консультацию.

Тема медицинской информации в аптеке неисчерпаема. Информационная роль провизора не ограничивается предоставлением сведений покупателю о режиме приема лекарств, но, к сожалению, пациенты сегодня об этом часто забывают, отдавая предпочтение молчаливому и далеко не всегда достоверному Интернету.

Ольга Зорина для  фармацевтического журнала «Леди Вита» (август 2013)